Таджикские мигранты продолжают покидать Россию

AVIA Чартер - приложение для заказа джета

В четверг, 14 января, Федеральная миграционная служба (ФМС) России распространила сведения о количестве иностранных граждан, находящихся на территории РФ. Согласно их данным, количество граждан Таджикистана из числа трудовых мигрантов за месяц уменьшилось на 3,8%.

О том, какие причины заставляют мигрантов возвращаться на родину и что их здесь ждет, – в материале «АП».

БЫСТРЕЕ таджикистанцев Россию в нелегкие экономические времена покидают только граждане Узбекистана. Так, количество узбекских мигрантов сократилось на 4,1% за месяц; сейчас в России находится более одного миллиона восьмисот тысяч узбекистанцев.

А вот количество граждан Кыргызстана, находящихся на территории России, продолжает расти: за прошлый месяц их стало на 2% больше. Эта тенденция среди граждан Кыргызстана началась в августе 2015 года, когда завершилась процедура вступления этой страны в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). С этого времени гражданам КР не требуется получать патенты и разрешения на работу на территории государств – участников ЕАЭС, а срок временного пребывания трудящегося мигранта и членов его семьи определяется сроком действия договора с работодателем.

По данным ФМС РФ, на сегодняшний день в России трудится более 863 тысяч мигрантов из Таджикистана. Ровно год назад представительство ФМС РФ в РТ заявляло о том, что в России находится порядка 1,2 миллиона наших граждан.

По мнению таджикских экспертов, тенденция к сокращению числа таджикских трудовых мигрантов в России будет продолжаться и дальше: сложная экономическая ситуация плюс сложности при оформлении документов на работу заставляют граждан возвращаться домой. Об этом же говорят и сами таджикистанцы, вернувшиеся домой.

«У меня четверо несовершеннолетних детей. Работу с хорошей зарплатой здесь не мог найти и в конце ноября 2014 года был вынужден отправиться в Россию, – рассказывает житель Душанбе Шариф Асоев. – Полетел в Екатеринбург, там нас было трое. Пока оформляли документы, наступил новый год, вступили в силу новые миграционные законы. С этого и начались у нас проблемы».

Читайте также  Информационный день НАТО пройдет в Душанбе

Международные авиа грузоперевозки

По словам Ш. Асоева, он и раньше выезжал в Россию на заработки.

«Но если раньше достаточно было представить паспорт, миграционную карту, документ о регистрации по месту пребывания, заявление и квитанцию об оплате патента, то с 1 января 2015 года к этому набору добавились медстраховка, комплект медицинских справок, сертификат, подтверждающий владение русским языком или нотариально оформленные документы об образовании. Собрать все эти документы вовремя – дело нелегкое. На получение каждой бумаги уходит от трех дней до пары недель, большинство документов – платные. А ведь параллельно надо работать где-нибудь, чтобы платить за квартиру и питание».

Когда срок пребывания подошел к концу, Ш.Асоеву пришлось пересечь российско-казахстанскую границу, чтобы, поставив штамп в соседнем государстве, вернуться назад.

«Но обратно мне перейти границу не удалось. Российские пограничники выслали меня обратно в связи с нарушением срока пребывания. Вот так, потратив почти тысячу долларов, которые брал в долг, вернулся назад в Душанбе. Сейчас занимаюсь ремонтом квартир, но работы мало. Денег у большинства людей хватает только на питание и одежду. Да и строителей, вернувшихся из России, теперь много».

Из трудовой миграции вернулся и другой житель Душанбе – Манучехр.

«Я работал на маршрутке в московском районе Теплый Стан. Получал в среднем около $700 в месяц. Хватало и себе, и домой мог отправить, но вот с прошлого года ввели новые законы, затраты увеличились. Раньше заплатил 1200 рублей в месяц – и свободен. После нововведений придется платить почти 50 тысяч рублей в год плюс подоходный налог по месту работы. А тут еще курс рубля стал падать. В итоге зарплата стала равна $400 долларам. Как быть?»

Читайте также  Э.Рахмон предупредил: 2016 год будет тяжелым

У Манучехра дома остались родители-пенсионеры, жена и двое детей. Он решил вернуться назад. Приехав домой, купил за $2000 объезженный «Опель» и сейчас занимается частным извозом:

«Таких, как я, таксистов сейчас в Душанбе – сотни. Приходится ждать клиентов часами. И если вечером домой приходишь с 20 сомони в кармане – считай, день получился удачным. Вот так и живем».