Противостояние мазхабов в Таджикистане

Известный скандальными разоблачениями сайт WikiLeaks в конце июня обнародовал почти 61 000 писем из конфиденциальной переписки дипломатической службы Саудовской Аравии.

Содержание многих материалов посольства этой страны в Таджикистане свидетельствует о серьезном религиозном противостоянии Саудовской Аравии и Ирана в Таджикистане.

Материалы, опубликованные на сайте, написаны в 2011–2012 гг., и многое из переписки посольства Саудовской Аравии относится к религиозным вопросам.

Среди документов есть также запрос Таджикистана с просьбой к Саудовской Аравии о выделении $200 тысяч на проведение конференции по Афганистану.

В других материалах посольства Саудовской Аравии дипломаты выражают озабоченность усилением присутствия Ирана в Таджикистане и говорят о необходимости активизировать в РТ пропаганду господствующего в Саудовской Аравии течения ислама.

В частности, в письме посольства говорится, что за деньги привлекли 12 человек, в том числе пятерых преподавателей Исламского университета Таджикистана, для пропаганды главенствующего в королевстве религиозного течения. В переписке дипломаты отмечают необходимость дальнейшего развития этой деятельности.

Председатель Комитета по делам религий, упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов при правительстве РТ Сулаймон Давлатов подтвердил данные скандально известного сайта WikiLeaks о том, что таджикские священнослужители получали деньги от Саудовской Аравии, уточнив, что эти средства были получены в рамках закона в виде грантов.

При этом С. Давлатов не стал раскрывать имен тех лиц, которые были упомянуты на сайте «Викиликс».

Эр-Рияд уже отреагировал на публикацию, назвав все материалы подделкой. Само же посольство Саудовской Аравии в Таджикистане воздержалось от комментариев по данным сообщениям.

Сунниты и шииты – противостояние с многовековой историей

Эксперт по вопросам религии Мухаммадали Нурали вполне допускает, что подобные письма могли иметь место.

— Посланник Аллаха сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение, из которых одно попадет в рай, а семьдесят — в ад. Христиане разделились на семьдесят два течения, из которых семьдесят одно попадет в ад, а одно — в рай. Мои последователи разделятся на семьдесят три течения, из которых одно попадет в рай, а семьдесят два — в ад». При пророке Мухаммаде (С) не было противостояния между мусульманами. Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после ухода из жизни Пророка в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммада (С) не было сыновей, и Совет назначил халифом тестя Пророка, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу Талиб – двоюродный брат и зять Мухаммеда (С), муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali – «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слова «сунна», что означает свод правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда (С). Смерть Али, а затем гибель его сына Хусейна от рук Омейядов еще больше разделили суннитов и шиитов.

Читайте также  «МегаФон Таджикистан» подготовил сеть в Согдийской области к сезону отпусков

В настоящее время особенно четко данное противостояние прослеживается в сирийском конфликте, где, по мнению наблюдателей, Иран поддерживает власть представителя шиитского меньшинства – президента Башара Асада, а Саудовская Аравия – повстанцев-суннитов и их союзников, объявивших о создании на значительной территории Сирии и Ирака «Исламского государства».

Подобная ситуация повторяется и в Йемене.

Таджикистан – арена конфликта мазхабов

Иран и Саудовская Аравия стали активно развивать свою деятельность в Таджикистане еще с конца 80-х годов прошлого века, когда Советский Союз постепенно снял «железный занавес».

У каждой из этих стран своя «козырная карта» во взаимоотношениях с Таджикистаном. Иранцы апеллируют в отношениях с нами к «братским корням», общему языку, Саудовская Аравия – к единству взглядов в исламе: они исповедуют принятое и в Таджикистане направление — суннизм.

С приобретением страной независимости жители республики стали все активнее интересоваться исламом, а учитывая, что большинство мусульман Таджикистана относятся к суннитам, Саудовская Аравия начала оказывать им поддержку в этом, обеспечив религиозной литературой, помогая таджикским студентам исламских вузов в республике и за ее пределами.

Тегеран также не сидел сложа руки. Активная роль Ирана в урегулировании межтаджикского конфликта указала на ключевую позицию этой страны и ее реальное влияние на действия таджикской исламской оппозиции. Данный факт в итоге был официально признан другими региональными игроками, участвовавшими в разрешении межтаджикского конфликта.

Между тем в постконфликтный период в Таджикистане развернуло свою деятельность движение «Салафия». Мухиддин Кабири, председатель Партии исламского возрождения Таджикистана, отмечал: «На первых порах кое-кто в правительстве предпочитал использовать салафитов против нашей партии, поскольку последователи этого течения исходили из того, что ислам запрещает создание политических партий, а глава государства, кем бы он ни был, является носителем титула «Амир Абд аль-Мумин» (эмир всех правоверных в той или иной стране.). Салафиты считают, что пребывание в оппозиции к Амиру Абд аль-Мумину противоречит нормам ислама. Эти два момента подкупали многих правительственных чиновников, и в 2008 году салафитам было предоставлено немало эфирного времени для пропаганды своих идей среди населения. А представителям официально зарегистрированной в Таджикистане религиозной политической партии — ПИВТ — время в телеэфире ни разу не предоставлялось. Недальновидность и конъюнктурный подход госчиновников привели к тому, что взгляды салафитов очень быстро распространились в стране, особенно среди молодежи. А буквально через год власти ударились в другую крайность, запретив движение «Салафия», чьи доктрины, как известно, являются официальной идеологией Саудовской Аравии».

Читайте также  Президент объяснил, зачем Таджикистану CASA-1000

В свою очередь Иран активно работает с таджикской интеллигенцией в сфере культуры, искусства, фольклора, языка и т.д., тем самым укрепляя и свои позиции в рядах нерелигиозных представителей таджикской элиты.

После завершения гражданского противостояния и заключения мирного соглашения сотни таджикских молодых людей, благодаря иранской грантовой поддержке, отправились получать религиозные знания в учебные заведения этой страны. По мнению некоторых экспертов, в продвижении своих задач в республике Иран опирается именно на эти слои таджикского общества.

Религия или политика?

— Сложившаяся сегодня в Таджикистане ситуация с религией крайне противоречива, — говорит политолог Парвиз Муллоджанов. – Активизировавшееся с 90-х годов в нашей стране движение «Салафия» может оказать негативное влияние на стабильность в обществе. Тем более учитывая то обстоятельство, что значительная часть жителей Таджикистана исповедует одну из ветвей шиизма. Салафиты провоцируют разногласия не только с другими течениями, но и даже среди суннитов, разделяя их на «правильных» и «неправильных».

Фаридун Ходизода, эксперт по вопросам религии, в свою очередь напоминает, что Таджикистан – одна из стран, в которой хотят иметь доминирующее влияние две страны-соперницы – Иран и Саудовская Аравия.

По его словам, по культуре и языку Таджикистан близок к Ирану, и Саудовская Аравия опасается, что эти факторы смогут стать причиной сближения двух народов и в плане религиозной идеологии и тем самым привести к созданию плацдарма Тегерана у ворот Центральной Азии.

— Идеология этих двух стран – их мазхабы, противоречащие друг другу. Но, конечно же, в ситуации с Таджикистаном мазхаб лишь повод, а главная цель – политическая. А простой народ всегда становился ее жертвой на протяжении всего времени противостояния, – приводит слова эксперта «Озоди».

Читайте также  Рустам Эмомали вновь избран президентом Федерации футбола Таджикистана

По мнению Мухаммадали Нурали, любые течения, движения, сеющие рознь среди мусульман, льют воду на мельницу врагов ислама:

— Вся беда в том, что многие наши представители духовенства, сами подчас не имеющие достаточных знаний в религии, выносят на суд общества обсуждение толкований Священного Корана, принципов вероисповедания, некоторые спорные вопросы религиозных течений. А неосведомленные в этом вопросе люди начинают вести споры между собой о том, кто прав, а кто нет, иногда оскорбляя и обвиняя других в ереси. Наше общество больн? и нуждается в лечении. Мы превратили демократию, ислам в политическую игру, цель которой – личные интересы. Жить можно по-разному – споря о том, чей мазхаб правильный, а кто враг, воровать у народа последние копейки и при этом выступать с демократическими лозунгами; но можно жить и красиво – честно, любя окружающих, заботясь о ближнем, невзирая на то, к какой религии он относится, как это делал наш пророк Мухаммад (С). Именно его чисто человеческие качества, его пример человеколюбия превратили ислам в мировую религию. Способны ли нынешние сильные мира сего отказаться от личных амбиций, интересов ради благополучия народа? Уверенности в этом у меня нет…