Турецкий дипломат об отношениях Анкары с Душанбе и Москвой

AVIA Чартер - приложение для заказа джета

Таджикистан и Турцию связывает многолетняя история сотрудничества, основанная на доверительных отношениях, в том числе и в экономическом плане.

Турция является одним из основных торговых партнеров Таджикистана, о чем свидетельствуют статистические данные торгового оборота, согласно которым товарооборот между Таджикистаном и Турцией по итогам девяти месяцев этого года составил более $264,6 млн., что на 2,9% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

Более $172,6 млн. из указанной суммы торгового оборота приходится на экспорт таджикских товаров в Турцию.

Временный поверенный в делах посольства Турции в Таджикистане Ахмед Асым Арар в своем интервью «Авеста» и «БиП» рассказал о взаимоотношениях Анкары и Душанбе, и конечно самым актуальным вопросом, волнующим сегодня весь мир – это инцидент со сбитым российским самолетом и события, последовавшие за этим.

После инцидента, связанного с российским военным самолётом, по вопросу курса турецко-российских отношений делаются резкие комментарии. Какие меры принимаются для смягчения отношений?

Ахмед Асым Арар: — Давайте сначала попробуем хорошенько разобраться в случившемся. У нашего южного соседа – Сирии, более трёх лет длится война. Поэтому мы всему миру объявили наши правила применения вооружённых сил на турецко-сирийской границе. Представьте, что к южной границе вашей страны подлетают два самолёта, государственная принадлежность которых неизвестна, и вы, предупреждаете их десять раз. После предупреждений один из самолётов улетает, а другой – нарушает воздушное пространство страны. Кто бы ни оказался в подобной ситуации, отреагировал бы таким же образом. Хочу, чтобы Вы знали, что вмешательство по данному самолёту происходило исключительно в момент нахождения его в турецком воздушном пространстве.

Бесспорно, что Россия имеет влияние на широком географическом пространстве, особенно вокруг себя. Такое положение даёт этой стране возможность постоянного повторения изложения своей точки зрения относительно инцидента. До сих пор мы слышали то, что знаете и Вы — о применении Россией некоторых определённых мер экономического характера и введении санкций в отношении Турции. Необходимо учитывать, что экономические отношения между Турцией и Россией в высшей степени переплетены друг с другом, во многих областях охватывают весьма многосторонние мероприятия, обе страны занимают место в верхних строках торгового партнёрства друг у друга. Поэтому, если действительно будут применены санкции, серьёзное негативное влияние будет испытываться не только на стороне, по отношению которой эти санкции применяются, но и на применяемой стороне. В турецком языке есть выражение «не руби сук, на котором сидишь». Я думаю, что Россия поступит разумно и не прибегнет к этому методу. Для устранения возникшей ситуации необходимо держать открытыми двери для диалога между двумя странами, т.е. то, о чём мы говорили с самого начала. Естественно, важно, чтобы этот диалог был конструктивный, а не противодейственным. Недавно министры иностранных дел двух стран встретились в Белграде. Надеемся, что эта встреча станет началом диалога, о котором я говорил.

Читайте также  В Худжанде накрыли праздничный стол для более 40 детей из малоимущих семей

Как вы оцениваете влияние ограничительных мер на авиационные сообщения, которые Россия начала применять в отношении Турции?

Ахмед Асым Арар: — Относительно ограничений регулярных коммерческих рейсов я пока ничего не слышал. Но, если Вы под этим вопросом имеете в виду, например, какие-нибудь меры, направленные на компанию «Турецкие авиалинии», убеждён, что это негативно повлияет больше всего на российских граждан, справедливо предпочитающих «Турецкие авиалинии», учитывая комфорт, транспортные сети, цены и другие льготы, предлагаемые нашей авиакомпанией.

Каковы планы относительно реализации проекта «Турецкий поток»? Что Вы думаете о возможности снижения объёмов поставок природного газа из России в Турцию?

Международные авиа грузоперевозки

Ахмед Асым Арар: — То о чём Вы говорите, на данный момент является проектом и находится на стадии планирования. Другими словами, Россия и Европа ищут пути обеспечения природного газа по доступным ценам в будущем и исследуют маршруты наиболее выгодной и легкой транспортировки. Стало очевидно, что прохождение через Турцию одновременно важно и с точки зрения энергетической безопасности. То есть, этот проект выгоден как для России, так и для Европы.

Что касается импорта природного газа из России в Турцию, я пока не встречал никаких сообщений относительно ограничений. Но, если возникнет проблема, естественно, нам следует найти других партнёров. Насколько я знаю, точно так же и вы, в недалёком прошлом пережили аналогичные трудности, связанные с природным газом, в преодолении которых вы стали весьма успешными.

Как Вы оцениваете перспективы экономических связей стран Центральной Азии с Турцией в контексте осложнения отношений между Москвой и Анкарой?

Ахмед Асым Арар: — Относительно упомянутых Вами событий страны Центральной Азии сделали весьма сбалансированные заявления на официальном уровне и высказались о необходимости урегулирования вопроса мирным путём, без эскалации. Вследствие того, что областью нашей миссии является Таджикистан, думаю, что не следует связывать перспективы экономического сотрудничества между Турцией и Таджикистаном с такими темами. У нас с Таджикистаном постоянно развивающееся сотрудничество, как в торговой области, так и в контексте взаимных инвестиций. Конечно, есть ещё много работы, которую предстоит проделать, но у обеих стран имеется необходимая позитивная воля сделать ещё больше в этом направлении.

Читайте также  ВБ прогнозирует рост уровня бедности в странах Центральной Азии

В случае ухода турецких инвесторов из России, можно ли ожидать их появление в странах Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане?

Ахмед Асым Арар: — Вы постоянно задаёте вопросы о России. Тем не менее, я знаю, что наши инвесторы не ушли из России. Как я сказал немного выше, взаимные инвестиции с Россией являются как разносторонними, так и всеобъемлющими. Не думаю, что обе страны смогут легко отказаться друг от друга. Увеличение числа турецких предпринимателей в странах Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане, опять же является вопросом, по которому работа должна вестись на двусторонней основе. Как вы знаете, инвесторы в силу своей работы, смотрят на прибыль, предоставляемые льготы, стимулы и правовые гарантии. В случае предоставления всего этого, инвесторы будут продолжать приезжать, естественно, как в Таджикистан, так и другие Центрально-Азиатские страны, таким же образом, как они едут во многие другие уголки мира.

Турция является одним из главных торговых партнёров Таджикистана. Но партнёрство в сфере капиталовложений и реальной экономики РТ является незначительным. Можно ли ожидать перемен в данной области. Какие преграды существуют для прихода турецких инвестиций в Таджикистан?

Ахмед Асым Арар: — Вместе с тем, что капиталовложения Турции в Таджикистане развиваются, согласен, что этого недостаточно. Тем не менее, уверен, что Вы знаете о том, что в настоящее время существующие крупнейшие инвестиции частного сектора в Таджикистане без государственной поддержки осуществляется нами. Лично я жду положительных изменений. Тем не менее, относительно общих ожиданий иностранных инвесторов, элементы, о которых я только что сказал, также весьма важны в контексте этого вопроса. Использование слова «преграда» — неверно, но я очень хорошо знаю, что на практике встречаются некоторые сложности. Их устранение будет весьма целесообразным. Кроме того, для более верного и полезного использования возможностей Таджикистана, необходимы диверсификация сфер сотрудничества и реализация совместных проектов.

Читайте также  В Душанбе прошли консультации по вопросам гендерного равенства

Большое спасибо за содержательную беседу

Ахмед Асым Арар: — На самом деле, я благодарю Вас за то, что посетив наше Посольство, Вы предоставили мне возможность поделиться своим мнением.

Беседовал Джамшед Ульмасов